Online: Круглый стол по вопросам развития велопешеходной инфраструктуры Online: Круглый стол по вопросам развития велопешеходной инфраструктуры Online: Круглый стол по вопросам развития велопешеходной инфраструктуры

Сегодня в мэрии города Калининграда проходит тематическое мероприятие по вопросам велопешеходной инфраструктуры, куда нам удалось попасть в качестве докладчика.

Online: Круглый стол по вопросам развития велопешеходной инфраструктуры

Перед круглым столом

До начала выступлений осталось около 20 минут. Немного волнуюсь, но в целом ощущение, что будет что-то интересное. Все докладчики, кроме последнего – серьёзные люди.

/upload/telegram/b50/b5091ec7051b34e0623055e5c9905ca8.jpg

На парковке возле входа в мэрию, надо заметить, не аншлаг, но и не пусто – люди приехали по рабочим делам на велосипедах, хотя я и сомневаюсь, что в здании есть душ для служащих.

/upload/telegram/b3e/b3e2566416fb2524e9d089c682e2bbc6.jpg

7 минут до начала. Дверь в зал закрыта. Народу у дверей не очень много – то есть пока только я. Видимо, очень плотный график и все подтянутся ровно к 14:00.

/upload/telegram/031/03123c4088df15c5fd08a6386c30e716.jpg

Чуть позднее откуда-то с верхнего этажа спустился Николай Харитошкин, человек, пригласивший меня поучаствовать, и новый модератор мероприятия по совместительству. Оказалось, что есть небольшое изменение в плане – главы города не будет. Журналист Комсомольской Правды и известный велоактивист Иван Марков тоже пока отсутствует. Нас ознакомили с обновлённой программой круглого стола.

/upload/telegram/c79/c795c0c89a608109a423cfb392291fc8.jpg

После короткого приветствия было решено, что собравшаяся группа готовит повестку к 4 октября (именно на эту дату попросил перенести встречу глава города). Выступления перешли в более или менее неформальную форму.

День без автомобиля

Право первого слова досталось Сергею Мироедову. Он поделился информацией, что в штатном порядке все новые участки дороги еще на этапе проектирования включают в себя велосипедные дорожки, что не может ни радовать всех участников дорожного движения. 

Довольно непринуждённо отчетную часть подхватил и продолжил Александр Химич. Он напомнил, что больше сотни людей пользуются бесплатным проездом в день отказа от автомобиля, который празднуется, если можно так выразиться, 22 сентября. Также, между делом была обозначена цифра в 15 миллионов рублей – именно столько составит стоимость реализации первой части проекта туристического веломаршрута в Калининграде.

Насущные вопросы

/upload/telegram/087/0876d98047964003f2a9e55dacdba566.jpg

Через некоторое время прибыл Иван Марков, главный, на мой взгляд, оппозиционный эксперт по велодвижению в Калининграде. Ивана по-прежнему можно узнать по татуировкам и бесподобным усам Бонч-Бруевича в лучшие годы.

Пока не ясно, кого защищаем

Марков задал несколько вопросов относительно уборки велосипедных дорожек зимой, а также по поводу ненадлежащего их использования коммунальными службами. Администрация подтвердила, что на велодорожку на улице 9 Апреля поступали жалобы, все проблемы устранили оперативно, кроме одной – ларёк, с открывающейся на велодорожку дверью, остался, но его должны подвинуть. Без особой конкретики Александр Химич, пояснил, что этим занимаются.

Иван Марков также рассказал, что в Урюпинске через суд граждане отстояли отказ от металлических ограждений между тротуаром и проезжей частью. В первой инстанции жители города процесс проиграли, но далее доказали в суде, что это дорого и городу эти ограждения не нужны. Сергей Мироедов парировал, что администрация – орган исполнительный, что есть законы, нормы и акты, которые предписывают эти самые заборы ставить и содержать. По его же словам стало понятно, что невыполнение этих законов, норм и актов грозит вмешательством прокуратуры, а связываться с ней без гарантии успеха мероприятия не хотелось бы.

Беседа оживилась, и по её итогам было решено, что если убрать заборы, то не понятно, как защитить водителей, от граждан, внезапно перебегающих дорогу в неположенном месте.

Strava – не инструмент

В процессе общения прозвучали вопросы из серии: «как измерить количество велосипедистов зимой», и я решил, что это мой звёздный час, так как тема моего микро-доклада коррелировала с вопросами. Я поделился опытом анализа данных из приложения Strava, сервисе Strava Heatmap и потенциальном применении инструмента «сегменты». Я предполагал, что по таблицам скоростей в сегменте можно выяснить, в каких местах делать велодорожки скорее вредно, чем полезно, из-за их скоростных особенностей, но похоже, что из контекста всем запомнилась только фраза про максимальную скорость на сегменте «Гвардейский спринт». Фраза «46-53 км/ч» далее неоднократно упоминалась, как отсылка к моему докладу.

К сожалению, сторонников использовать данные Strava при проектировании новой дорожной инфраструктуры среди представителей администрации я не нашёл. Были представлены следующие контраргументы:

  • Не все, кто ездят на велосипедах используют приложение Strava – недостаточно репрезентативная выборка;

  • Те кто используют, гоняют ради спортивного интереса, и их бы как раз лучше приструнить (возможно даже штрафовать как в Польше), чем поощрить удобной инфраструктурой;

  • Может случиться так, что кто-то забудет выключить приложение, сядет в автомобиль и испортит всю актуальность данных.

В целом, создалось впечатление, что обладатели шоссейных велосипедов не подходят под текущий профиль целевой аудитории.

Студенты и автокредиты 

До презентаций дело всё-таки дошло. Первым «прогнать материал» решился Никита Никитин из РГУ имени Канта.

/upload/telegram/cb2/cb2ac4b8513ad9e378b2987faad4f9b4.jpg

Никитин поделился наблюдениями про неоднородность велосипедистов, про спорт, фитнес и бытовое использование велосипеда.

/upload/telegram/457/4577c6f88c7591c6c184eddb0ce41a8e.jpg

В его докладе прозвучало много занятных тезисов, из которых мне больше всего понравились следующие:

  • За 14 лет дороги в городе стали чище. Велосипед можно не мыть круглый год, если правильно выбрать маршрут;
  • Если студентов не влюбить в велосипед, то через пять лет они выпустятся, возьмут автокредит и тогда точно конец – целевая аудитория упущена.

/upload/telegram/dba/dbaf614802f28ef3e72bac3627ca1375.jpg

Далее началась небольшая дискуссия на тему опыта других городов, приоритеты. В разговоре поднялась тема велополос и откуда брать на них пространства, но Александр Химич и Сергей Мироедов сразу пояснили, что велополосы являются ущемлением прав автомобилистов, а работать с негативным отзывами сообщества автолюбителей не хотелось, всё-таки автомобилистов больше, чем велосипедистов. 

«В Гданьске уже около 6% граждан используют велосипед как транспорт», – заключил Иван Марков. Он подчеркнул, что Калининград и Гданьск находится приблизительно в одинаковых условиях, и раз у поляков получилось в кратчайшие сроки изменить приоритеты, то  и у нас должно получиться.

Итоги

Задача немного усложнилась: теперь надо придумать, как популяризировать велосипедный транспорт не вызвав отрицательного отклика у автомобильного сообщества.

Идея использовать данные из Strava не нашла поддержки, так как по мнению представителей администрации ей пользуются только спортсмены, а не обычные люди, и принимать эти данные как основополагающие нельзя.

По вопросу создания туристических маршрутов лучше – 4 октября на собрание будут дополнительно приглашены представители ГИБДД и министерства туризма.

Принять участие в круглом столе 4 октября я постараюсь, но уже с другим докладом о других данных (тоже из интернета) – уже занялся разработкой приложения по их сбору.

P.S.

Спойлер: выделенных полос для велосипедов в ближайшее время в Калининграде не будет.

/upload/telegram/157/1577bb22f55f07c243504a3a2ea2a60b.jpg

Спасибо всем, кто проявил интерес к данному материалу и формату. Ждите продолжение 4 октября.