Если этого нет в Strava — значит этого не было Если этого нет в Strava — значит этого не было Если этого нет в Strava — значит этого не было

Мы начинаем проект по сбору данных о велосипедной активности в Калининграде, и нам нужна помощь каждого, у кого есть велосипед и смартфон.

Если этого нет в Strava — значит этого не было

Предыстория

22 сентября 2018 года, с лёгкой руки корреспондента «Комсомольская правда — Калининград» Ивана Маркова, я, как неравнодушный представитель велосипедного движения, был приглашен на круглый стол по вопросам развития велопешеходной инфраструктуры в мэрию города Калининграда. В результате общения активистов с представителями администрации оказалось, что реальными цифрами, которые хоть как-то можно использовать в оценке развития велосипедного движения в Калининграде, никто не владеет – чиновники ждут их от сообществ, а сообщества – от чиновников. Надо сказать, подозрения, что администрация должна иметь представление о велосипедных маршрутах и их загруженности были не безосновательны: 22 сентября 2015 года на портале klops.ru вышел материал с броским названием  «Калининградская мэрия создает сайт для велосипедистов».

"Информация будет накапливаться. В итоге создастся база данных, где будет видно, в каком направлении нужно первые объекты создавать. Везде, где мы ремонтируем тротуары, мы стараемся что-то предусматривать что-то для велосипедистов", - пояснил Мельников.

В тот период моей карьеры разработчика программного обеспечения сразу несколько потенциальных клиентов горели идеей написать свои спорт-трекеры, но, судя по третьему году жизни отечественного проекта Aerobia, к успеху задумки вряд ли бы пришли. Поэтому я написал своё первое обращение в администрацию, в попытке предложить использовать готовые инструменты взамен написания собственного трекингового приложения. 

Обращение в администрацию Мою инициативу, как ни странно, не оценили. Ответ пришёл почти через месяц.

Ответ администрации

Думаю, не стоит объяснять, что никакого сайта, приложения или какого-либо другого инструмента анализа велосипедных маршрутов публика не увидела. 

Опыт разработки массовых туристических маршрутов за городом есть у КБТ, в частности, Никиту Никитина можно смело называть местным экспертом в этом вопросе, но и у него нет данных о повседневном использовании велосипедного транспорта. Из цифр только массовость мероприятий от велоклубов и численность участников ежегодного велопробега Тур де Кранц. 

Реальных инструментов по извлечению данных пока нет, и администрация не сильно заинтересована в их создании. Оно и понятно, сейчас в транспортной иерархии Калининграда велосипед находится под частными автомобилями, под общественным транспортом, да и вообще занимает почётное четвёртое место прямо за пешеходами. Раз уж за три года дело не сдвинулось с мёртвой точки, придётся заняться этим вопросом самостоятельно. Чтобы при следующем визите в мэрию не пришлось снова слышать «нет ножек цифр – нет мультиков дорожек».

Великая IT-мудрость

Если этого нет в Strava — значит этого не было

«If it's not on Strava it didn't happen» – шуточный рекламный слоган компании Strava, похоже, воплощается в жизнь. Общение с технической поддержкой различных популярных трекинговых приложений показало, что для извлечения необходимых данных (на данный момент) подходит только Strava API и инструмент «сегменты». Другого способа доказать, что велосипедисты используют инфраструктуру, к примеру, не только между открытием и закрытием сезона, я пока не вижу.

Первые наработки уже есть и статистика начала собираться с 26 ноября. Данные активности велосипедистов в Калининграде за последнюю неделю можно будет посмотреть в специальном разделе, а данные за текущий день на главной.

Распределение велосипедных активностей по часам

Как это работает?

Принцип довольно простой: я выделил существующие велосипедные сегменты Strava в Калининграде (на момент написания материала их 232 штуки), за которыми в течении всего дня следит определённый алгоритм. Каждый раз, когда кто-либо загружает свою активность в Strava, и в ней есть пересечение с хотя бы одним сегментом из списка, мы увеличиваем счетчик активных велосипедистов.  Данные группируются в пределах дня и получается цифра «Велосипедистов сегодня в Strava», которая и отображается на главной странице. 

Каждый день до окончания следующего официального велосипедного сезона приложение будет собирать статистику, а потом я опубликую отчет. Отчёт будет содержать данные по минимальной активности велосипедистов в Калининграде, поскольку убедить людей использовать приложение в 100% поездок по городу у меня вряд ли получится, да и пожилые люди и гости из Средней Азии вообще не видят смысла использовать какие-то трекинговые инструменты.  

Сразу хочу заметить, что в алгоритме нет «защиты от дурака» – я знаю, что кто-то может выйти на пробежку и ошибочно выставить тип тренировки на «велосипед».  Это аргумент – но такие ошибки будут влиять на результат на уровне статистической погрешности.

Для чего это нужно?

Для того, чтобы имея на руках реальные цифры прийти и заявить о себе и своих правах: «Мы используем велосипед как транспорт, зимой нас столько-то, весной столько-то, летом и осенью столько-то. Мы вполне конкретные люди и нам нужна инфраструктура надлежащего качества»

Что нужно от сообщества?

От сообщества нужно всего три вещи: 

  1. Установить приложение Strava на свой смартфон (AppStore и Google Play);
  2. Использовать Strava в своих повседневных поездках на велосипеде;
  3. Рассказать другим членам сообщества, почему это важно.

Калининград во многих смыслах передовой город России, так давайте приложим небольшие совместные усилия и сделаем его передовым в плане велосипедной инфраструктуры и нормальных взаимоотношений между участниками дорожного движения. Это первый шаг, но его необходимо сделать с нашей стороны, или мы никогда не дождёмся его с противоположной.

Post Scriptum

Если вы уже используете Strava на постоянной основе, рекомендую вам ознакомится и установить приложения relive (короткие видео о ваших треках) и HealthCoin Net (система поощрения активностей).





Возврат к списку