Олег «Crazy» Колесниченко: 25 лет в киберспорте — это «пенсия» Олег «Crazy» Колесниченко: 25 лет в киберспорте — это «пенсия» Олег «Crazy» Колесниченко: 25 лет в киберспорте — это «пенсия»

Наш первый совместный проект с местными СМИ в сегменте компьютерного спорта - интервью с самым титулованным калининградским игроком в популярную стратегическую онлайн-игру «DotA2»!

Не так давно, в июне текущего года, киберспорт в России был признан официальным видом спорта. «Афиша Нового Калининграда.Ru» публикует интервью с самым титулованным калининградским игроком в популярную стратегическую онлайн-игру «DotA2» Олегом «Crazy» Колесниченко. Олегу 22 года, и он — один из немногих молодых людей, превративших свое увлечение видеоиграми в настоящую спортивную карьеру. Вот уже несколько лет «Crazy» успешно выступает в составе известных российских команд на соревнованиях мирового уровня и на данный момент занимает 47 место в рейтинге лучших игроков европейского региона. 

— Олег, расскажи, как ты попал в профессиональный компьютерный спорт?

— Я играю примерно с 2007 года. Как и все игроки старой закалки, начинал играть в калининградских компьютерных клубах. Отыгрывал много игр ежедневно и постепенно повышал свой уровень игры, пока не стал чувствовать, что пора переходить на новый уровень и заниматься этим более серьезно. Первой моей профессиональной командой стала московская «zNation». После квалификации на TI2 (The International 2012 — крупнейший в мире чемпионат по игре DotA2 в 2012 году — прим. «Афиши Нового Калининграда. Ru»), где мы победили «Virtus.pro», самую титулованную российскую команду в компьютерном спорте, но не получили путевку в Сиэтл, меня позвали играть в «Virtus.pro». Так и начался мой путь.

— Правильно ли я понимаю, что в киберспорте есть не только игроки, но и тренеры, как, например, в футболе или баскетболе?

— Да, тренеры в обычном понимании этого слова в компьютерном спорте появились не так давно. Несколько лет назад в игровой индустрии стали крутиться по-настоящему большие деньги, да и уровень игроков существенно вырос, поэтому появилась необходимость в более глубоком анализе своей игры и игры противников. Так же, как и в других видах спорта, тренеры — это бывшие игроки, которые после завершения своей профессиональной карьеры получили контракт на тренировку какой-либо команды. В моей дисциплине свой тренер есть примерно у 10–15 именитых команд. Кстати, иногда, тренеру приходится заменять игрока команды на соревнованиях. Вот, например, недавно одному китайскому игроку не выдали визу в США, и вместо него выступать на крупнейшем турнире по «DotA2» с общим призовым около 20 миллионов долларов будет его тренер.

— Сколько часов в день занимают твои тренировки?

— Чтобы поддерживать себя в форме, стараюсь играть минимум три матча в день. Перед официальными играми мы с командой отыгрываем одну-три серии матчей против других команд. Если официальных игр нет, то тренируемся весь вечер. В среднем получается около 32 часов с учетом одного-двух дней выходных.

— Есть ли у тебя официальная зарплата?

— Есть. Точную цифру назвать не могу, но на жизнь хватает. Также нам уходит большая часть призовых, которая распределяется между всеми игроками.

02.jpg

— Как семья и близкие относится к твоему увлечению, которое уже переросло в настоящую работу?

— По началу все близкие были против моего увлечения и считали, что это пустая трата времени. Но после пары удачных выступлений и появления более-менее стабильной заработной платы, отношение изменилось в лучшую сторону. Папа иногда смотрит трансляции с турниров, в которых принимает участие наша команда (трансляции организовываются в интернете и по количеству просмотров иногда обгоняют привычные виды спорта — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»), ну, а мама изменила свое отрицательное отношение на нейтральное. Каких-то конфликтов сейчас с родителями нет. Думаю, они поняли что для меня это не просто мимолетное увлечение, а что-то более серьезное, тем более, что компьютерный спорт продолжает активно развиваться уже несколько лет и охватывает все большую аудиторию, появляются определенные перспективы.

— Чем ты занимаешься в свободное время, какие еще увлечения и хобби имеются, что помогает расслабиться в свободное время?

— В свободное время, я люблю кататься на велосипеде и пытаюсь заставить себя учиться. С учебой иногда возникают проблемы (смеется). Также я очень люблю путешествовать, но в последнее время никуда так и не удалось выбраться, так как график тренировок очень насыщенный.

— Что думаешь насчет недавнего признания компьютерного спорта официальным видом спорта в России? Может ли это дать толчок развитию киберспорта?

— Не уверен, что это признание может резко повлиять на общее отношение к киберспорту, но это уже что-то. Глядишь, скоро дойдём до уровня Кореи или Китая, где компьютерный спорт достиг невероятных высот и увлекает миллионы людей.

— Расскажи подробнее о самой игре для тех, кто не в теме. В чем её суть, есть ли распределение по ролям?

— Если вкратце, то «DotA» — это командная игра, где пять игроков одной команды, противостоят пяти игрокам другой команды. Побеждает команда, которая первой уничтожит основное здание вражеской команды. Есть ряд условий, которые нужно выполнить, чтобы иметь возможность нанести хоть какой-то урон вражескому строению, поэтому сразу нестись вперед, сломя голову, и закончить игру за несколько минут не получится. Игра начинается с выбора героев, на которых будет отыгрывать команда. Героев на данный момент уже больше ста, и все они уникальны — у каждого, как правило, есть три способности и одна суперспособность, а также свой набор боевых характеристик, таких как сила, ловкость и интеллект.

В процессе игры герои получают опыт, необходимый для повышения уровня, и «золото», на которое можно покупать вещи для инвентаря. Монеты в игре добываются разными путями, и потратить их можно по-разному, поэтому игровая экономика тоже очень важна. Среди игроков есть распределение по ролям: на данный момент роли принято кратко различать по номерам от 1 до 5. Не буду вдаваться в подробности, так как это займет еще полчаса, но если кратко, то герои первых трех ролей имеют большее финансовое благополучие в игре и лучшую статистику по окончанию матча. Герои четвертой и пятой позиции — это герои поддержки, которые ставят успех команды выше собственного благополучия и всячески помогают своим партнерам, обеспечивая другим ролям преимущество.

Человеку, который ни разу не играл в «DotA2», порой трудно понять, что же происходит на экране. Даже мое краткое объяснение — довольно поверхностное, а в игре есть еще много всего интересного: стратегии, «пики» и «баны», леса, руны,«тайминги», «ганги», — множество прочих непонятных для обычного обывателя слов, которые делают игру невероятно глубокой и уникальной в каждом матче.

2y8Ycbajeww.jpg

— Какая твоя любимая роль в команде?

— По настроению. Частенько играю на четвертой-пятой позициях, так называемых героях поддержки, чтобы понять силу некоторых «метовых» героев (персонажей, которые очень сильны в текущей версии игры, поэтому часто появляются в матчах — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») и узнать все их сильные и слабые стороны, чтобы более эффективно играть против них и не допускать лишних ошибок в дальнейшем. Ну, а так играю на героях второй позиции (одна из наиболее требовательных к умениям игрока ролей в команде — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»). Обычно все начинают играть на первой-второй позициях. Со временем некоторые понимают, что это не их роль, и начинают пробовать другие. Ну а меня всё устраивает.

— Как часто проходят турниры, бывают ли неудачные выступления?

— Турниры проходят достаточно часто. Каждый месяц можно найти, как минимум, один турнир, в котором хочется принять участие, и проходит он отнюдь не за один день. С каждым годом таких турниров становится все больше и больше, и самые успешные команды чувствуют себя настоящими туристами. Сегодня они отыгрывают турнир в Шанхае, завтра проводят тренировки в Атланте, чтобы через неделю собраться в Киеве на очередном игровом событии.

Неудачные выступления бывают, с этим ничего не поделать. Иногда не хватает подготовки или просто не идет игра, что сказывается на результатах. Самое главное во всем этом — не поддаваться негативным эмоциям и не пытаться конфликтовать со своей командой, пытаясь найти виноватого, как принято у многих российских игроков. В нашей команде мы стараемся избегать деструктивного подхода с критикой друг друга во время матчей, стараемся спокойно доигрывать даже самые неудачные игры, а минусы игры разбирать чуть позже, на «холодную голову».

— Что наиболее важно для успеха команды: мастерство игроков, атмосфера внутри, уровень заработной платы иличто-то другое?

— Все эти условия важны, но основная вещь — это некая «химия» игроков внутри команды. Иногда бывает так, что даже если собрать очень хороших игроков, игра вместе у них может не клеиться из-за характеров и прочих аспектов.

— Хотел бы ты принять участие в развитии киберспорта в Калининградской области? Например, стать медийной персоной, участвовать в проведении местных турниров, их освещении или, может, даже обучении молодежи?

— Пока не особо горю желанием заниматься такими вещами. Основная причина — нехватка времени. Сейчас я больше нацелен на совершенствование в плане игры, и все свободное время уходит на тренировки. Однако, в будущем, после завершения профессиональной карьеры игрока, я бы не отказался стать тренером. Но пока буду востребован как игрок — буду играть.

— Насколько сильно может отличаться возраст игроков на профессиональной киберспортивной арене?

Вопрос возраста в киберспорте очень актуален. В 25 лет игрок зачастую уходит на «пенсию», отыграв 10–12 летнюю карьеру. У него появляются другие интересы, или сказывается банальная нехватка времени на поддержание достаточного для конкуренции уровня игры. Лучшие команды получаются из составов, в которых есть игроки разных возрастных групп. Хороший пример — команда «Evil Geniuses», выигравшая крупнейший турнир 2015 года и 6,6 млн. долларов призовых. Самому молодому игроку команды на тот момент было 16 лет, а самому взрослому — 27. Молодые игроки могут уделять огромное количество времени тренировкам и становятся действительно грозными соперниками, компенсируя свой не самый большой опыт часами упорных тренировок.

«Старички» — это игроки за 25–30 лет, они наоборот не могут отыгрывать по 10–12 часов в день из-за семьи и прочих факторов, но обладают огромным опытом в своей дисциплине, который позволяет им прочитывать игру наперед и разрабатывать стратегию. Эта синергия позволяет игрокам компенсировать слабые стороны друг друга и приводит команду к победе. Есть, впрочем, другие дисциплины, в которых средний возраст игроков может быть выше, доходя иногда до 30–35 лет.

— Какие советы ты можешь дать начинающим игрокам?

Смотрите трансляции и повторы игр профессиональных игроков, анализируйте их игру: почему и зачем они сделаликакое-либо действие, — и делайте выводы. Этот совет — для тех, кто уже разобрался в игре. Совсем начинающим надо просто изучать героев, то, на что они способны, карту и ее преимущества, общую механику игры. Никогда не флеймите(«флеймить» на сленге игроков означает «спорить» — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»), это выигрывать вам никак не поможет.

Текст — Владлен Нечаев для «Афиши Нового Калининграда.Ru», фото из личного архива собеседника


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться