Автодром в Калининграде: мечта или реальность

Автодром в Калининграде: мечта или реальность

Недавно в социальных сетях увидел пост про необходимость строительства автодрома в Калининграде и социальные функции, которые он должен выполнять. Решил немного разобраться в вопросе, чтобы быть в теме, и понеслось…

С чего всё началось

Итак, вот разговор с активистом из сообщества автолюбителей, с которого всё началось. Там есть пару вопросов, в которых я действительно не разбираюсь, поэтому начну именно с них.

Посмотри статистику аварий (в т.ч. с летальным исходом) с участием мотоциклистов, количество жалоб на ночных стритрейсеров и сравни уровень развития автоспорта наш и соседей.  Надежда Елисеева

Тут я ограничен в инструментах и количество жалоб на ночных стритрейсеров посмотреть не могу. Хотя теоретически можно позвонить в пресс-службу УМВД по Калининградской области, но начнем с того, что прямо под рукой. Благодаря прекрасному приказу Росстата от 21.01.2014 № 42 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации федерального статистического наблюдения за состоянием безопасности дорожного движения» у нас есть сайт со статистикой ДТП по всей нашей необъятной родине.

Вот данные по области за 2015 год:

Калининградская область
НАИМЕНОВАНИЕДТППОГИБЛОРАНЕНО
Дорожно-транспортные происшествия12151681329
мотоциклов31633

А вот за 2016:

Калининградская область
НАИМЕНОВАНИЕДТППОГИБЛОРАНЕНО
Дорожно-транспортные происшествия13771691540
мотоциклов32830

Теперь я знаю порядок чисел: это около 30 аварий в год и около 10 погибших. Для сравнения нам нужен регион с автодромом, а как оказалось, в России их не так много:

  1. Автодром Москва
  2. Гоночная трасса Moscow Raceway
  3. Трасса Красное кольцо (Красноярск)
  4. Гоночная трасса в Санкт-Петербурге
  5. Гоночная трасса Смоленское кольцо
  6. Автодром Сочи
  7. Трасса Нижегородское кольцо
  8. Гоночная трасса Казань Ринг
  9. Кузбасский автодром (Кемерово)
  10. Белый колодец (Воронеж)

Логично, что чем больше регион, тем больше там будет ДТП, так что для сравнения подойдут только похожие по размеру регионы: Смоленск (там город чуть меньше, чем Калининград, а область по численности населения похожа на Калининградскую) и Кемерово (там город почти как Калининград, а область в два раза лучше заселена).

 2015 годКемеровская областьСмоленская область
НАИМЕНОВАНИЕДТППОГИБЛОРАНЕНОДТППОГИБЛОРАНЕНО
Дорожно-транспортные происшествия3232435432412331831506
мотоциклов11424127441144
2016 годКемеровская областьСмоленская область
НАИМЕНОВАНИЕДТППОГИБЛОРАНЕНОДТППОГИБЛОРАНЕНО
Дорожно-транспортные происшествия3054341410710891501362
мотоциклов91810533434

В обоих регионах треки работали и в 2015 и 2016 году, поэтому, мне кажется, справедливо сделать вывод, что зависимости между наличием автодрома и количеством аварий с участием мотоциклистов нет. Единственное, что следует из статистики: будете в Кемерово – внимательнее на дорогах, процент ДТП на душу автомобилистов там действительно выше, чем в Калининграде.

Деньги любят счет

Денежный вопрос достаточно острый, так как если автодром будет не частный, а хотя бы частично государственный, его нужно будет содержать за счет налогов, а мне сдается, что область у нас вовсе не профицитная. 

Никакой инвестор не собирается вкладывать деньги в площадку, единственный вариант — административный ресурс и поддержка города.Надежда Елисеева

Если посмотреть на данные из открытых источников, то другие автодромы, например в Сочи и Москве, стоили где-то 200 миллионов долларов по курсу года начала строительства – сейчас это около 11.8 миллиардов рублей. Если предположить, что где-то 10% от стоимости должна составлять техническая документация, то выходит что проект современного автодрома выйдет приблизительно 110-120 миллионов рублей. Цифры вполне реальные для области, ведь один такой объект у нас уже есть. Точнее скоро будет. 

Социальные функции такие социальные

Некоторое время я проработал в некоммерческой организации в Калининграде и с тех пор формулировка «выполняет социальные функции» вызывает у меня приступ головной боли и зуд в разных местах. 

Проблема гораздо более глобальная и серьезная. Вы вообще в курсе, что у нас в городе проходят 3 чемпионата по разным дисциплинам автоспорта? Вы в курсе, что это социально значимые проекты?Надежда Елисеева

И вот тут снова «социально значимые проекты». Несомненно чемпионат области несет социальную функцию просвещения молодежи в вопросах правил дорожного движения и профилактики девиантного поведения. В спортивных проекта всегда пишут что-то подобное, мол если ребенок не будет болтаться без дела, а будет заниматься спортом, то ему некогда будет бухать с друзьями, нюхать клей, вейпить и ездить на разборки в соседний район. Это конечно правда, но чаще всего такие социальные цели означают «нам просто нравится этим заниматься, и есть еще кто-то, кто занимается тем же, поэтому мы считаем, что это важно». Это слегка лицемерно, по моему скромному мнению. Законно, но лицемерно.

Автодром определенно не поможет детям и инвалидам, не улучшит уровень жизни простого калининградца, не спасет экологию, и не продлит жизнь тяжелобольным. Если вернуться к вопросу денег, то есть более социально значимые объекты за меньшую стоимость, которые в область никак не может дождаться. Да, гоночная трасса, это очень интересный спортивный объект, очень полезный для школ и клубов технических видов спорта. Да, автодром улучшит привлекательность Калининградской области для спортсменов, болельщиков, туристов и возможно инвесторов, но давайте быть честными друг с другом – это коммерческие функции, а не социальные.

Борьба с преступностью методом пряника

А теперь включаем голову и думаем – почему так происходит, почему байкеры и автомобилисты гоняют по городу?Надежда Елисеева

Это вообще мой любимый комментарий. А любимый он, потому что похожей формулировкой пользуются все, кто считает, что им можно иногда нарушать закон. Типа «езжу по зебре на велике, потому что инфраструктуры нет», «паркуюсь на газоне, да еще и поперек тротуара, потому что нормальная парковка далеко», теперь в коллекцию добавилось «гоняю по ночам в городе, потому что трека нет». Это просто удивительно, как же люди любят считать себя заложниками обстоятельств. В общем предположение, что после появления автодрома яростные нарушители скоростного режима станут более ответственно относиться к ПДД, кажется мне более чем абсурдным. Я могу оказаться не прав. Я бы хотел оказаться не прав. Но пока, идея строить хоть что-то для людей систематически и умышленно нарушающих закон, вызывает у меня только приступ агрессии. 

У меня даже была идея предложить пускать на автодром только водителей, у которых нет штрафов последние полгода, чисто для профилактики нарушения скоростного режима. Но технически идея довольно сложна, и уже на стадии осмысления нашлось много уязвимых мест, так что скорее всего такая схема никогда и нигде внедрена не будет.

А теперь про спорт

Моменты, которые меня огорчают, я уже рассмотрел выше, теперь немного о перспективах. На автодроме, помимо автогонок, можно проводить и шоссейные велогонки, и марафоны, или велоэтап соревнований по триатлону, если трасса будет не очень далеко от воды. «Янтарное кольцо» сможет стать центром для проведения целой череды мероприятий околоспортивной тематики и, конечно же, стать настоящим подарком для местных автогонщиков.  

Если оптимистично пофантазировать и предположить, что идея строительства автодрома быстро найдет поддержку на федеральном уровне, к строительству приступят сразу после ЧМ2018 по футболу, то где-то в 2023 году можно будет порадоваться новой трассе.

Но как мне кажется, с текущей «презентацией идеи» автодрома можно потерять очень стоящую идею, просто изначально неверно определив цели и задачи сооружения. Об этом стоит подумать. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *