Модернизируем MTB велосипед для вело-марафонов - эксперимент Летом 2013, когда я впервые решил проверить себя и свой велосипед (тогда еще «Giant Revel 1 29er») и проехать 200 километров в один день (бревет «Восточные Сказки» от команды «Вестланд Рандоннер»), я и не думал, что вообще уложусь в отведенные 13.5 часов. После финиша со временем 11:01 я твердо решил, что при любых условиях я поеду первую «двухсотку» в 2014 году. И вот время пришло. Модернизируем MTB велосипед для вело-марафонов - эксперимент

Летом 2013, когда я впервые решил проверить себя и свой велосипед (тогда еще «Giant Revel 1 29er») и проехать 200 километров в один день (бревет «Восточные Сказки» от команды «Вестланд Рандоннер»), я и не думал, что вообще уложусь в отведенные 13.5 часов. После финиша со временем 11:01 я твердо решил, что при любых условиях я поеду первую «двухсотку» в 2014 году. И вот время пришло.

7 января «KenigBicycle Team», а 11 января клуб «Вестланд Рандоннёр» проводят свои первые в 2014 году 200-километровые бреветы. Госпожа природа в Калининграде зимой крайне непредсказуема: могут сугробы быть по колено, может ливень пойти, а может все вместе, да еще и смениться ясным небом с температурой воздуха на Солнце чуть ли не градусов в +12 по Цельсию — все это благоприятными факторами для поездки не назовешь.

Под рукой у меня «Fuji Nevada 1.3 D» в стандартной для него комплектации на 26-дюймовых колесах (краткий обзор можно посмотреть здесь). Попробуем улучшить его ходовые характеристики, чтобы уложиться в отведенное время, даже в самых плохих погодных условиях.

В интренете есть ряд советов по ускорению MTB велосипедов, и самый актуальный из них на данный моменты: «сбросить с 20-ого этажа и купить шоссейник». Оно конечно здорово, но представим, что хранить и обслуживать два велосипеда дома у нас нет возможности, а маунтинбайк в хозяйстве ну просто необходим — поэтому начинаем ковырять своего «горного» друга в надежде добавить ему скорости. За помощью по модернизации велосипеда я обратился к Евгению Гречухину из мастерской «ПроСпорт» и он согласился принять участие в небольшом эксперименте.

Итак, первое, с чего мы начали — это резина. Если исключать ситуацию, что на дороге будет оледенение — замена резины со стандартной «Hutchinson Scorpion» на слики даст прирост в скорости и заметно расширит зону комфорта при езде по ровной дороге. Для эксперимента мы взяли бюджетные демисезонные слики от «CST Traveller City Classic».

Слики City Classic

Два теста на ровном мокром асфальте при давлении в шинах в 3.5 атмосферы показали прирост средней скорости приблизительно на 1.3 км/час. Допустимое давление в 5.5 атмосфер одинаково для обоих типов шин, но на сликах пятно сцепления сравнительно небольшое и с каждой закачанной атмосферой разница между горной и городской резиной чувствуется все больше.

Чтобы не тратить время на постоянное перекидывание резины с горной на городскую было решено собрать отдельно пару колес для асфальта и положительных температур. В новых колесах мы использовали фирменные 26-дюймовые обода «Prosport» изготовленные по чертежам Евгения.

Обода Prosport

Следующим этапом модернизации стала замена кассеты. Для 9 скоростей выбор различных кассет, надо заметить, довольно широкий. Решающим фактор при выборе новой кассеты — распределение зубцов на звездах. Два самых популярных и подходящих нам варианта: 11-34T и 11-32Т.

Как ключевые интересующие нас характеристики трансмиссии мы рассмотрим передаточные числа обоих кассет. Из курса механики можно вспомнить, что с увеличением передаточного числа, растет скорость, с уменьшением — растет проходимость. По маркировке создается впечатление, что разница только в 2 зубьях на первой звезде — но это только «вершина айсберга». Все звезды, за исключением самой маленькой, в кассете разные.

11-34T: 11 — 13 — 15 — 17 — 20 — 23 — 26 — 30 — 34

11-32T: 11 — 12 — 14 — 16 — 18 — 21 — 24 — 28 — 32

График передаточных чисел для большей ведущей звезды (кривизна графиков аналогична для всех ведущих звезд).

11-32T vs 11-34T

Как видно из графика на всех звездах, кроме последней, передаточные числа вырастут, соответственно увеличится скорость.

С колесами закончили — они получились не только быстрые, но и довольно стильные.

До сборки:

Колеса Prosport на сликах до сборки

После установки:

Fuji Nevada 1.3 с колесам Prosport

Следующий бюджетный способ модернизации — установка туклипсов. В идеале, кончено, поставить контактные педали, но в таком случае способ перестает быть бюджетным. Итак, зачем нужны туклипсы? При езде на обычных педалях на ногах задействованы только две группы мышц.

Группы мышц при педалировании

Изображение взято с fitsport.ru.

При круговом педалировании с использованием туклипсов или контактных педалей можно задействовать еще четыре группы мышц, тем самым перераспределить нагрузку. Очень эффективно при езде в горку и на больших дистанциях.

Есть еще один вид модернизации, нетривиальный для маунтинбайков, но довольно действенный — это улучшение аэродинамики. Судя по многочисленным статьям в интернете лучший способ улучшить аэродинамику — установить лежаки (aerobars) «TranzX» и научиться использовать их длительное время. Пара заездов на той же дистанции, что и при тесте сликов показала, что принимая более аэродинамическую позу при езде в лежаками можно отыграть не 1 и не 2, а почти 4 километра в час! К тому же, в «лежачем положении» в работу интенсивнее включаются ягодичные мышцы. Идеальным вариантом было бы иметь еще и шлем аэродинамической формы — но пользу от него самостоятельно проверить экспериментально пока не удалось.

TranzX Aerobars

Что у нас получилось: среднюю скорость на ровных участка дороги нам удалось увеличить с 24.3 км/ч до 29.9 км/ч. В общем понятно, что уклон на трассе будет постоянно меняться, местами будет мешать ветер, постепенно начнет сказываться усталость-то есть держать постоянно скорость на уровне 30 км/ч даже при большом желании не выйдет, но за городом средняя скорость ниже 20 км/ч падать не должна, что в принципе, на этом этапе меня вполне устраивает. Какие же результаты будут в реальных условиях узнаем 7 января.

Еще раз спасибо Евгению Гречухину и мастерской «ПроСпорт» за помощь в эксперименте!

UPD (04.05.14): Сегодня из Франции вернулась карточка участника. Зарегистрированное время: 10 часов 26 минут. Уложился! Так что модернизация того стоила, но от себя хочу добавить, что на шоссейном или циклокроссовом велосипеде дистанция далась бы легче.

Карточка Бревета 200


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться