Утилизационный сбор на велосипеды В правительстве всерьез рассматривают возможность введения утилизационного сбора на велосипеды в России.
Утилизационный сбор на велосипеды Утилизационный сбор на велосипеды

В правительстве всерьез рассматривают возможность введения утилизационного сбора на велосипеды в России.

Откуда растут ноги

На самом деле эта новость уже не совсем новость — 27 июня 2018 года в кабинете заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Николаевича Козака прошло совещание, на котором обсуждалось, как же плохо сейчас приходится отечественной алюминиевой промышленности, и как бы так взять и её простимулировать. Где-то в процессе совещания докладчик донёс до вице-премьера пару ошеломляющих статистических фактов. Во-первых, ежегодно в России продаётся более 4-х миллионов велосипедов, большинство из них из алюминия, но Минпромторг с этих цифр пока особо ничего не имеет. Вторым шокирующим фактом стало то, что 70% этих велосипедов (чтобы вы думали) импортные, и в большинстве своём поставляются из вездесущего Китая.

Резонно предположить, что за одну и ту же цену китайцы предлагают более качественную продукцию и заставить дилеров больше продавать российский самосбор не так-то просто, но стимулировать алюминиевую промышленность как-то надо. Сверху понимающе кивнули и сказали, что нужно превратить идею импортозамещения в законопроект до 1 октября 2019 года.

Суть утилизационного сбора

Сделать кому-то хорошо можно двумя способами: поощрить его пряником (но для этого надо выделить денег на пряник), или же наказать всех остальных кнутом (кнут покупать не надо, он у нас в базовой комплектации). Решили пойти вторым путём.

Если обратиться к цифрам, то утилизационный сбор может составить около 10% от конечной стоимости велосипеда на алюминиевой раме, и его будут платить все продавцы. Поощрение состоит в том, что за продажи товара отечественных производителей продавец может попросить у государства компенсацию в размере этих самых 10%. Если предположить, что рынок велосипедов довольно стабильный, в среднем велосипед стоит 20 000 рублей, то помимо поощрения отечественных производителей это еще и 8–9 миллиардов рублей в год. Понятно, что около 30% из них нужно будет вернуть в качестве компенсации, но даже 5.6 миллиардов кардинально новых бюджетных средств смотрятся достаточно привлекательно.

Как и другие экологические сборы, утилизационный сбор на велосипедные рамы государство берёт на осуществление мер экологической безопасности, которые необходимо принимать после того, как потребитель эти самые рамы выбрасывает. Правда это только в теории, на практике это вряд ли можно как-то проверить.

Как это скажется на стоимости

На первый взгляд может показаться, что тут очень простая арифметика и достаточно умножить стоимость велосипеда на 110%, но это не совсем так. Сферическая инфляция в вакууме составляет около 3%, более реальная её рыночная версия — 6%, к тому же уже совсем скоро НДС вырастет с 18 до 20 процентов. Суммируя эти факторы, мы получаем уже 15% при оптимистичном раскладе и более 20% при пессимистичном (ведь НДС может быть включено в стоимость многократно, то есть на каждом этапе цепочки продаж-перепродаж).

Если так подумать, то 20% прироста стоимости (даже для ашан-байка из одноимённого магазина) это шокирующие цифры для покупателя. Чтобы не потерять целевую аудиторию и хотя бы визуально сдержать цены, продавцы будут менять обвес на более простой: хороший будут заменять на плохой, а плохой на очень плохой китайский из редкого сплава фольги и картона. Если вы берёте велосипед с балкона два раза в год, то вы этого даже не заметите, а вот если проводите «на коне» хотя бы весенне-летний сезон, то снижение ресурса компонентов ударит по вашему карману при первой же возможности.

Интересная ситуация может сложиться в сегменте велорынка, где у одного производителя есть варианты рамы как в алюминиевом, так и в карбоновом исполнении. Если сейчас разница может составлять 15–30%, то при введении дополнительного налога на алюминиевые изделия, она сократится до 5–20%. В некоторых случаях это сделает AL-версии совсем непривлекательными на фоне карбона, и продавец вряд ли устоит от соблазна увеличить стоимость аналогичной карбоновой рамы, чтобы сохранить её «элитарный статус». Хотя немаловероятно, что вообще весь карбон подорожает просто по старинной славянской логике: «а почему бы и нет».

Примут или не примут

Лично на мой взгляд, законопроект успешно подготовят и примут в самом первом чтении, и даже если счетная палата найдёт несостыковки. Во-первых, потому что бюджет надо как-то латать, а если не выдумывать ничего нового и по-старинке включать транспортный налог в стоимость бензина раз в 5–7 лет, то людей начинает мучать ощущение дежавю, будто они за это уже платили. Во-вторых, для этого не нужно больших затрат — не нужны новые ведомства, не нужны технические средства, нужен новый бланк отчетности и форма заявления на компенсацию. В-третьих, люди которые этот законопроект будут рассматривать никогда не встречались с дилеммой — потратить остаток заначки на новый велосипед или всё-таки не прекращать есть до конца месяца.

Хорошо или плохо

Чисто на первый взгляд, любой компенсаторный механизм — это лазейка для махинаций и коррупции (можете спросить у Яндекса про «незаконный возврат НДС»). Также минусом является то, что сбор вполне себе целевой и на него не будут строить велодорожки, а проследить как же ведомства борются с ужасающими техногенными последствиями утилизации велосипедных рам не представляется возможным.

По одному из сценариев развития этой истории, продавцы не станут искусственно сдерживать цены за счет качества, и в таком случае рынок новых велосипедов просядет, а оборот транспорта бывшего в употреблении — вырастет. Это создаст еще более благоприятную среду для криминальных групп, которые занимаются торговлей крадеными велосипедами в промышленных масштабах — спрос же рождает предложения.

Из хороших новостей, алюминиевая промышленность может «подняться с колен», как в случае с АВТОВАЗ-ом — получили поощрение от государства и сделали в конце-концов что-то более или менее приличное.

Краткий итог

Законопроекта пока нет — если идея собрать денег и создать внутреннюю конкурентную среду на отечественном велосипедном рынке. До 1 октября 2019 в зависимости от положения экономики цифры могут меняться и вместо 10% мы увидим 5% или наоборот 25%, но велосипеды будут дорожать по ряду других причин (от инфляции до санкций), вне зависимости от того, примут подобный закон или нет. Так что берегите свои велосипеды и не забывайте вовремя делать ТО, и на всякий случай купите велозамок покрепче.



Возврат к списку