Десять лет Калининградского киберспорта В июле 2006 года компьютерный спорт был исключен из Всероссийского реестра видов спорта, и спустя 10 лет снова вернулся в его списки. Теперь мы постараемся разобраться, что же изменилось в родном калининградском киберспорте за эту декаду.
Десять лет Калининградского киберспорта

В июле 2006 года компьютерный спорт был исключен из Всероссийского реестра видов спорта, и спустя 10 лет снова вернулся в его списки. Теперь мы постараемся разобраться, что же изменилось в родном калининградском киберспорте за эту декаду.

Компьютерные игры и дисциплины

В киберспортивных дисциплинах, пожалуй, произошли самые незначительные изменения из всей отрасли — к традиционным командным 3D-шутерам, стратегиям, MOBA («Multiplayer Online Battle Arena») и спортивным симуляторам добавились танковые симуляторы (World of Tanks и Armored Warfare: Проект Армата) и виртуально-карточная игра HearthStone. Остальные же популярные игры получили сиквелы с улучшенной графикой и модернизацией механики игры: DotА Allstars заменили DOTA 2, StarCraft: Brood War сменился на Starcraft 2, а самый известный в широких кругах Counter-Strike 1.6 пережив несколько перерождений был замещен Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO или «ЦэЭс Го» в русской транскрипции). В спортивных симуляторах для зрителей и спортсменов-любителей не поменялось ровным счетом ничего, кроме года в названии игры (FIFA 07 трансформировалась в FIFA 17).

Единственный нюанс всплыл буквально на днях, 14 апреля: в последней редакции всероссийского реестра видов спорта отсутствуют дисциплины «3D-шутеры» и «спортивные симуляторы», но на количестве и качестве проводимых турниров это вряд ли как-то скажется в обозримом будущем.

В общем и целом, если вы занимались киберспортом десять лет назад и ушли, но как говорится «руки помнят», то вернуться сейчас не составит особого труда.

Залы и арены

За десять лет развития инфраструктуры компьютерного спорта качество плавно пришло на замену количеству.

Год 2006 был, пожалуй самым насыщенным в плане распространения компьютерных клубов по карте Калининграда. Многочисленные «Арены», «Клики», «Друиды», «Цитроны», «Палладины» — залы были в каждом районе города и были они на любой вкус и бюджет. Большинство клубов занимали небольшие торговые павильоны или одно-трехкомнатное помещение в подвале или на цокольном этаже жилых зданий, но были и интересные исключения. Например семейный киберспортивный бизнес одной корейской семьи располагался в 4-х комнатной квартире на улице Озерной — две комнаты и кухня были жилые, а в двух располагались «кабинки» для игровых компьютеров. В зале всегда было темно и пахло потом и специями, но зато шестилетний корейский мальчик всегда был готов помочь советами по игре на ломаном русском языке, разумеется, вперемешку с русским матом, которому его учили местные школьники.

Антиподом прошлому примеру был клуб московской франшизы «Клик-нет» — огромное светлое помещение на 90 компьютеров в центре города. В клубе уже тогда был свой кафетерий с мягкими кожаными диванчиками, где можно было даже вздремнуть в перерыве между ночными играми. В то время это был настоящий прорыв в инфраструктуре компьютерного спорта.

«Кузницей кадров» среди спортсменов по всем дисциплинам почти всегда была «Арена». Клубов этого бренда было четыре или пять в разных частях города и основные таланты, как правило, появлялись именно в них.

Но последняя десятилетка была самой беспощадной для инфраструктуры. С каждым годом соревновательные игры приобретали все большую зависимость от интернета, и становились более требовательными к «железу». Постоянную модернизацию и конкуренцию с доступным домашним интернетом мог выдержать не каждый хозяин бизнеса, и компьютерные клубы начали закрываться один за одним. На их месте ненадолго открывались новые, но не оправдывая финансовые ожидания, снова закрывались. Среди клубов, которые пережили реструктуризацию, не стали альтернативной игорному бизнесу, а так и остались игровыми до конца, пожалуй, остался лишь «Аватар» на улице Горького. В нем, кстати, и проходили основные киберспортивные события последних лет: местные чемпионаты и отборочные на всероссийские соревнования вроде MCS Open.

Однако в конце 2016 года в Калининграде появилась уникальная в своем роде киберспортивная арена «БаZа». Отдельное двухуровневое помещение с игровой сценой, компьютерным залом и фанзоной. За несколько месяцев работы коллектив организаторов смог предоставить плотный календарь соревнований по популярным дисциплинам и даже провести отборочные тура на Кубок России по киберспорту 2017. При такой же динамике и удачном гороскопе на 2017 год это сулит вывести калининградский компьютерный спорт на качественно новый, возможно даже международный, уровень.

Кубок 4-х столиц 2017 (Калининград)

Надо заметить, что появление такой киберарены не «убило» калининградский клуб-старожил — администрация «Аватара» уже «приняла бой» и сейчас помещение и компьютерный парк находится в процессе модернизации.

AVA cyberclub

Несмотря на перевоплощение компьютерных клубов в явно лучшую сторону, последняя десятилетка оставила глубокий отпечаток на сознании граждан. Так при обсуждении перспектив компьютерного спорта экс-врио министра-руководителя агентства по спорту Калининградской области Игорь Белоус сделал специальный акцент на том, что места для соревнований не должны быть похожи на «подвалы с наркоманами». Со стереотипами еще предстоит побороться.

Аудитория

Возможно это не так заметно, но демография компьютерного спорта тоже достаточно сильно изменилась. В 2006 году костяком местного киберспорта были студенты младших курсов и школьники старших классов, причем 99% из них были юноши. Сейчас же попробовать себя в роли спортсмена-любителя, не выходя из дома, готовы как школьники четырнадцати лет, так и работающая молодежь до тридцати пяти.

Девушки тоже постепенно начали разбавлять игровую аудиторию. Молодых людей в киберспорте на данный момент все еще больше, чем девушек, но возможно уже через пару лет «слабый» и «сильный» пол в компьютерном спорте выйдет на соотношение «один к четырем». И хоть многие активные участники сообщества к такому явлению как «женский киберспорт» относятся скептически, к развитию этого явления есть все предпосылки.

Девушки из Valkyries Team получают награду за победу в женском зачете

Что касается размера аудитории, по некоторым данным в 2017 году в России киберспорт обладает аудиторией более чем в один миллион человек. Десять лет назад аудиторию никто не считал, но заинтересованных людей и спортсменов было явно меньше.

От любительского спорта к шоу

Десять лет назад киберспорт в Калининграде имел больше сходства с любительским спортом, чем сейчас. Слово «минимальный» тогда можно было употреблять почти в любом предложении про компьютерный спорт: турниры проводилась с минимальной рекламой, игроки приходили на соревнования даже с минимальным призовым фондом, и даже при этом готовы были терпеть нечеловеческие условия ради лишь одной цели — посоревноваться.

Существовал единственный местный информационный проект cyberkoenig.ru, судьба которого в одночасье прервалась интернет-магазином кофе, а других тематических информационных ресурсов тогда не было. Активность в социальных сетях ничего не давала, да и была в тысячи раз ниже, чем сейчас. В большинстве случаев даже, если где-то что-то планировалось, узнать об этом не выходя из дома было практически нереально. А раз об этом никто не знал, то и спонсировать это не было никакого смысла.

В 2011 году в немецком городе Кёльн прошел первый турнир The International по DOTA2, в котором команда-победитель увезла домой 1 миллион долларов США. Это событие воодушевило организаторов соревнований по всему миру, в том числе в Калининграде, и сообщество взяло курс на привлечение спонсоров и инвесторов.

С тех пор тематические группы в соцсетях перестали быть редкостью, а про события в киберспорте начали писать местные журналисты-любители (например Кирилл Крылов и его проект Sparta Gaming) и даже иногда местные СМИ (Клопс и Новый Калининград). Из местных организаций самой динамичной и большой группой в соцсетях может похвастаться Ассоциация киберспорта Калининградской области (АККО, о ней чуть позже): за последний год количество подписчиков увеличилось в 8 раз и почти достигло отметки в 8 тысяч пользователей ВКонтакте.

На дворе 2017 и к информационному фону, пусть и пока не очень большому и стабильному, добавились элементы шоу почти как в NBA. Шоу-матчи и театрализованные открытия перестали быть экзотикой даже в Калининграде.

Съемки видеоролика к открытию турнира по HearthStone в киберарене Баzа

Призовой фонд в 50 000 рублей на региональных соревнованиях тоже уже не удивляет игроков. Если тенденция постоянно повышать призовой фонд сохранится, то в скором времени на соревнования с призовым фондом с четырьмя нолями избалованных игроков придется загонять палками. Возможно вы знакомы с региональным спортом, и знаете, что не все местные турниры по более классическим видам спорта могут похвастаться хотя бы существованием призового фонда.

Чуть не забыл про стримы. Если кто не знает, стримов в 2006 году не было, и единственным способом ознакомиться со стратегией и тактикой других команд был просмотр нарезок ключевых моментов игр на Youtube и, если повезет, то просмотр файлов реплеев игр с крупных чемпионатов. И этот контент был вовсе не общедоступным: иногда файлы-сохранений приходилось спрашивать у самих участников игр, или у продвинутых игроков в специальных irc-каналах. Одними из первых, кто ввел практику просмотра реплеев в Калининградской соревновательной программе DotA Allstars были Николай «MK.Logan» Стрелец и Владлен «LA.Feast» Нечаев. В общем-то они оба и поехали защищать честь региона в составе команды TeCHieS на известный тогда турнир ASUS Summer 2008.

Сейчас стримов по всем дисциплинам предостаточно, поэтому обучение и адаптация к изменениям в версиях игр проходит очень быстро, а у местных клубов даже есть свои каналы (например вот).

Организации и их деятельность

Официально в 2006 году компьютерным спортом в области не занималось ни одно юридическое лицо. Минимальным менеджментом в сфере компьютерного спорта занимались хозяева компьютерных клубов, однако предсказуемости, прозрачности и даже постоянства этот процесс не имел: никаких рейтингов, графиков и даже итоговых протоколов соревнований чаще всего не было. Никто ни за что не отвечал, и даже если бы местном агентству по спорту вдруг стало интересно поддержать это направление, непонятно было бы к кому обращаться.

Сейчас официальных организаций в этой сфере на территории области зарегистрировано аж целых четыре. Самая старая из них — «Ассоциация компьютерного спорта Калининградской области» (АККО) во главе с Валентином Мурзаевым официально действует с 2015 года, хотя на самом деле начала действовать немного раньше. Сейчас АККО имеет статус аккредитованной министерством спорта спортивной организации. Можно смело заявить, что все «взлеты и падения» Калининградского киберспорта до 2017 года — это заслуга исключительно этой организации. На данный момент АККО занята продвижением нового бренда Кибериада, который вполне возможно станет визитной карточкой организации.

Второй официальной организацией, в которую даже можно вступить, заплатив членский взнос, является «Федерация компьютерного спорта Калининградской области» (ФКСКО) во главе с Ричардом Гарибяном. Организация существует только полгода и пока не часто заявляет о публичной деятельности, однако ее президент имеет амбициозные планы по проведению в Калининграде крупных международных соревнований масштаба «Dota Major Championships», о чем сообщал в личной беседе.

Третьей организацией стало Калининградское региональное отделение общероссийской общественной организации «Федерация Компьютерного спорта России» (КРО ФКСР) во главе с Романом Алымовым. Сама «Федерация Компьютерного спорта России» существенно старше двух предыдущих и функционировала уже более десяти лет, однако до 25 октября 2016 года в нашем регионе официального представительства не имела. Сейчас под эгидой отделения еженедельно проводятся различные мероприятия на киберспортивной арене БаZа, о которой есть упоминание выше. Также под их крылом растут первые клубные мультигейминговые организации: женская Valkyries Team и мужская Hollow (тут целая статья про них).

В истории Калининградского киберспорта существовал временной промежуток, с сентября по октябрь 2016 года, когда все три организации должны были работать вместе, образовав иерархическую структуру (об этом даже есть небольшая ознакомительная статья), но к сожалению в данный момент организации ничего общего между собой не имеют и даже частенько в интервью ставят на этом особый акцент.

Четвертая организация «Калининградская ассоциация женского большого, мини, пляжного, компьютерного футбола» (КРОО КАЖФ) во главе с Валерием Полыгаловым хоть и самая старая из действующих по документам (с июля 2012 года), но на моей памяти тематических турниров по компьютерному футболу не проводила, а если и проводила, то достаточно тщательно это скрывает.

Есть еще ряд неофициальных организаций и проектов, например Федерация киберфутбола Калининграда (ФКФ России) во главе с 17-летним Алексеем Туром, вышеупомянутый проект Sparta Gaming и проект GamersUnion, в рамках которого написана эта статья, но деятельность этих и других неформальных организаций пока носит непостоянный характер.

Кто кем стал

При споре на тему «киберспорт — спорт или нет» оппоненты киберспорта постоянно используют фразу «вы деградируете за компьютером». Доводы тут бессильны, так как будущее никто предсказать не может, соответственно и проверить или опровергнуть утверждение невозможно. Зато теперь можно апеллировать прошлому на примере топ-игроков 2007–2008 года по DotA Allstars.

Вячеслав «DK.Furious» Панов — бывший игрок клубной команды «Клик-Нет», по окончанию учебы изучил программирование на С++ и 1С, на данный момент работает SAP-консультантом (это сложно, поверьте мне, это не кассир в Макдональдс и не продавец в MVideo).

Николай «MK.Logan» Стрелец — бывший игрок клубной команды «Клик-Нет», тоже изучал программирование, но в конечном итоге остановился на сетевых технологиях.

Владлен «LA.Feast» Нечаев — бывший игрок клубной команды «Клик-Нет», менеджер проекта небольшой IT-компании и владелец специализированного программного продукта для малого бизнеса.

Сергей «Freddy» Попов — бывший игрок клубной команды «Клик-Нет», сейчас сервисный инженер в Санкт-Петербургском офисе крупной международной компании, производящей электронику.

Владислав «Vladmade» Хайдуков — бывший топ-10 игрок Калининграда в программе DotA Allstars, ТОП-80 челленджеров в Европе в League of Legends в 2014 году, сейчас руководит региональным отделением крупной лизинговой компании в Нижнем Новгороде.

Даниил «DkDan» Силин — бывший топ-10 игрок Калининграда в программе DotA Allstars, сейчас занимается менеджментом в банковской сфере.

И последний на сегодня, выдающийся из линейки IT-шников и менеджеров пример:

Евгений «Zeem» Оглоблев — бывший топ-10 игрок Калининграда в программе DotA Allstars, сейчас является вице-чемпионом Калининградской области, а также финалистом всероссийских соревнований по бодибилдингу, и работает с недавних пор персональным фитнес-тренером в Москве.

Импровизированный пабстомп для просмотра The International 6

И это всё не исключения, а вполне себе тенденция — люди, которые смогли реализовать себя в киберспорте даже на региональном уровне, смогли найти себя и в жизни.

Заключение

За 10 лет проделано много работы, компьютерный спорт претерпел большие изменения, и теперь он шагает в ногу с другими видами спорта и гражданскими технологиями, а и иногда даже немного их опережает. Но все равно для Калининградского компьютерного спорта это своеобразное начало пути.

Надеюсь, что энтузиазма у всех заинтересованных лиц хватит еще как минимум на ближайшую пятилетку.






Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться