Компьютерные игры и дисциплины
В киберспортивных дисциплинах, пожалуй, произошли самые незначительные изменения из всей отрасли — к традиционным командным
Единственный нюанс всплыл буквально на днях, 14 апреля: в последней редакции всероссийского реестра видов спорта отсутствуют дисциплины
В общем и целом, если вы занимались киберспортом десять лет назад и ушли, но как говорится «руки помнят», то вернуться сейчас не составит особого труда.
Залы и арены
За десять лет развития инфраструктуры компьютерного спорта качество плавно пришло на замену количеству.
Год 2006 был, пожалуй самым насыщенным в плане распространения компьютерных клубов по карте Калининграда. Многочисленные «Арены», «Клики», «Друиды», «Цитроны», «Палладины» — залы были в каждом районе города и были они на любой вкус и бюджет. Большинство клубов занимали небольшие торговые павильоны или
Антиподом прошлому примеру был клуб московской франшизы
«Кузницей кадров» среди спортсменов по всем дисциплинам почти всегда была «Арена». Клубов этого бренда было четыре или пять в разных частях города и основные таланты, как правило, появлялись именно в них.
Но последняя десятилетка была самой беспощадной для инфраструктуры. С каждым годом соревновательные игры приобретали все большую зависимость от интернета, и становились более требовательными к «железу». Постоянную модернизацию и конкуренцию с доступным домашним интернетом мог выдержать не каждый хозяин бизнеса, и компьютерные клубы начали закрываться один за одним. На их месте ненадолго открывались новые, но не оправдывая финансовые ожидания, снова закрывались. Среди клубов, которые пережили реструктуризацию, не стали альтернативной игорному бизнесу, а так и остались игровыми до конца, пожалуй, остался лишь «Аватар» на улице Горького. В нем, кстати, и проходили основные киберспортивные события последних лет: местные чемпионаты и отборочные на всероссийские соревнования вроде MCS Open.
Однако в конце 2016 года в Калининграде появилась уникальная в своем роде киберспортивная арена «БаZа». Отдельное двухуровневое помещение с игровой сценой, компьютерным залом и фанзоной. За несколько месяцев работы коллектив организаторов смог предоставить плотный календарь соревнований по популярным дисциплинам и даже провести отборочные тура на Кубок России по киберспорту 2017. При такой же динамике и удачном гороскопе на 2017 год это сулит вывести калининградский компьютерный спорт на качественно новый, возможно даже международный, уровень.
Надо заметить, что появление такой киберарены не «убило» калининградский
Несмотря на перевоплощение компьютерных клубов в явно лучшую сторону, последняя десятилетка оставила глубокий отпечаток на сознании граждан. Так при обсуждении перспектив компьютерного спорта
Аудитория
Возможно это не так заметно, но демография компьютерного спорта тоже достаточно сильно изменилась. В 2006 году костяком местного киберспорта были студенты младших курсов и школьники старших классов, причем 99% из них были юноши. Сейчас же попробовать себя в роли
Девушки тоже постепенно начали разбавлять игровую аудиторию. Молодых людей в киберспорте на данный момент все еще больше, чем девушек, но возможно уже через пару лет «слабый» и «сильный» пол в компьютерном спорте выйдет на соотношение «один к четырем». И хоть многие активные участники сообщества к такому явлению как «женский киберспорт» относятся скептически, к развитию этого явления есть все предпосылки.
Что касается размера аудитории, по некоторым данным в 2017 году в России киберспорт обладает аудиторией более чем в один миллион человек. Десять лет назад аудиторию никто не считал, но заинтересованных людей и спортсменов было явно меньше.
От любительского спорта к шоу
Десять лет назад киберспорт в Калининграде имел больше сходства с любительским спортом, чем сейчас. Слово «минимальный» тогда можно было употреблять почти в любом предложении про компьютерный спорт: турниры проводилась с минимальной рекламой, игроки приходили на соревнования даже с минимальным призовым фондом, и даже при этом готовы были терпеть нечеловеческие условия ради лишь одной цели — посоревноваться.
Существовал единственный местный информационный проект cyberkoenig.ru, судьба которого в одночасье прервалась
В 2011 году в немецком городе Кёльн прошел первый турнир The International по DOTA2, в котором
С тех пор тематические группы в соцсетях перестали быть редкостью, а про события в киберспорте начали писать местные
На дворе 2017 и к информационному фону, пусть и пока не очень большому и стабильному, добавились элементы шоу почти как в NBA.
Призовой фонд в 50 000 рублей на региональных соревнованиях тоже уже не удивляет игроков. Если тенденция постоянно повышать призовой фонд сохранится, то в скором времени на соревнования с призовым фондом с четырьмя нолями избалованных игроков придется загонять палками. Возможно вы знакомы с региональным спортом, и знаете, что не все местные турниры по более классическим видам спорта могут похвастаться хотя бы существованием призового фонда.
Чуть не забыл про стримы. Если кто не знает, стримов в 2006 году не было, и единственным способом ознакомиться со стратегией и тактикой других команд был просмотр нарезок ключевых моментов игр на Youtube и, если повезет, то просмотр файлов реплеев игр с крупных чемпионатов. И этот контент был вовсе не общедоступным: иногда
Сейчас стримов по всем дисциплинам предостаточно, поэтому обучение и адаптация к изменениям в версиях игр проходит очень быстро, а у местных клубов даже есть свои каналы (например вот).
Организации и их деятельность
Официально в 2006 году компьютерным спортом в области не занималось ни одно юридическое лицо. Минимальным менеджментом в сфере компьютерного спорта занимались хозяева компьютерных клубов, однако предсказуемости, прозрачности и даже постоянства этот процесс не имел: никаких рейтингов, графиков и даже итоговых протоколов соревнований чаще всего не было. Никто ни за что не отвечал, и даже если бы местном агентству по спорту вдруг стало интересно поддержать это направление, непонятно было бы к кому обращаться.
Сейчас официальных организаций в этой сфере на территории области зарегистрировано аж целых четыре. Самая старая из них — «Ассоциация компьютерного спорта Калининградской области» (АККО) во главе с Валентином Мурзаевым официально действует с 2015 года, хотя на самом деле начала действовать немного раньше. Сейчас АККО имеет статус аккредитованной министерством спорта спортивной организации. Можно смело заявить, что все «взлеты и падения» Калининградского киберспорта до 2017 года — это заслуга исключительно этой организации. На данный момент АККО занята продвижением нового бренда Кибериада, который вполне возможно станет визитной карточкой организации.
Второй официальной организацией, в которую даже можно вступить, заплатив членский взнос, является «Федерация компьютерного спорта Калининградской области» (ФКСКО) во главе с Ричардом Гарибяном. Организация существует только полгода и пока не часто заявляет о публичной деятельности, однако ее президент имеет амбициозные планы по проведению в Калининграде крупных международных соревнований масштаба «Dota Major Championships», о чем сообщал в личной беседе.
Третьей организацией стало Калининградское региональное отделение общероссийской общественной организации «Федерация Компьютерного спорта России» (КРО ФКСР) во главе с Романом Алымовым. Сама «Федерация Компьютерного спорта России» существенно старше двух предыдущих и функционировала уже более десяти лет, однако до 25 октября 2016 года в нашем регионе официального представительства не имела. Сейчас под эгидой отделения еженедельно проводятся различные мероприятия на киберспортивной арене БаZа, о которой есть упоминание выше. Также под их крылом растут первые клубные мультигейминговые организации: женская Valkyries Team и мужская Hollow (тут целая статья про них).
В истории Калининградского киберспорта существовал временной промежуток, с сентября по октябрь 2016 года, когда все три организации должны были работать вместе, образовав иерархическую структуру (об этом даже есть небольшая ознакомительная статья), но к сожалению в данный момент организации ничего общего между собой не имеют и даже частенько в интервью ставят на этом особый акцент.
Четвертая организация «Калининградская ассоциация женского большого, мини, пляжного, компьютерного футбола» (КРОО КАЖФ) во главе с Валерием Полыгаловым хоть и самая старая из действующих по документам (с июля 2012 года), но на моей памяти тематических турниров по компьютерному футболу не проводила, а если и проводила, то достаточно тщательно это скрывает.
Есть еще ряд неофициальных организаций и проектов, например Федерация киберфутбола Калининграда (ФКФ России) во главе с
Кто кем стал
При споре на тему «киберспорт — спорт или нет» оппоненты киберспорта постоянно используют фразу «вы деградируете за компьютером». Доводы тут бессильны, так как будущее никто предсказать не может, соответственно и проверить или опровергнуть утверждение невозможно. Зато теперь можно апеллировать прошлому на примере
Вячеслав «DK.Furious» Панов — бывший игрок клубной команды
Николай «MK.Logan» Стрелец — бывший игрок клубной команды
Владлен «LA.Feast» Нечаев — бывший игрок клубной команды
Сергей «Freddy» Попов — бывший игрок клубной команды
Владислав «Vladmade» Хайдуков — бывший
Даниил «DkDan» Силин — бывший
И последний на сегодня, выдающийся из линейки
Евгений «Zeem» Оглоблев — бывший
И это всё не исключения, а вполне себе тенденция — люди, которые смогли реализовать себя в киберспорте даже на региональном уровне, смогли найти себя и в жизни.
Заключение
За 10 лет проделано много работы, компьютерный спорт претерпел большие изменения, и теперь он шагает в ногу с другими видами спорта и гражданскими технологиями, а и иногда даже немного их опережает. Но все равно для Калининградского компьютерного спорта это своеобразное начало пути.
Надеюсь, что энтузиазма у всех заинтересованных лиц хватит еще как минимум на ближайшую пятилетку.