Баталии разумов знатоков и телезрителей послужили примером к созданию «местных» чемпионатов, клубов и команд по «Спортивному Что? Где? Когда?». Школьники, студенты, компании, рвущиеся демонстрировать свою начитанность и логику, давно переняли опыт игроков за столом «с лошадкой». Это известно почти всем, но где же здесь спорт?
Почему «спортивное»
В отличие от элитарного казино, в одной игре спортивной версии принимает участие сразу несколько команд. Команды находятся в равных условиях и одновременно отвечают на один и тот же вопрос. Правильный ответ не приносит ни команде ни конкретному игроку денег, но добавляет баллы к итоговому рейтингу коллектива. Команда, оказавшаяся к концу игры на верхней строчке рейтинга, считается победителем. Все как в стрелковых видах спорта, только вместо патрона или стрелы — вопрос, а вместо попадания — правильный ответ.
Основным отличаем от классических спортивных дисциплин является то, что регламент ограничивает только максимальное количество игроков, и за неявку полного состава не предусматривается штрафа или дисквалификации.
Немного истории
Спортивная версия игры «Что? Где? Когда?» (или «спортивное ЧГК») взяла свое начало в 1989 году в СССР после учредительного конгресса МАК (Международной Ассоциации Клубов) в Мариуполе. Прототипом к созданию послужил, существующий с 1975 года, аналог телевизионной викторины с одноименным названием.
Правила спортивной версии
МАК установила правила для всех видов турниров спортивной викторины, и они мало чем отличаются от классической телевизионной версии, но имеют свою специфику:
-
Команда не может состоять более, чем из 6 игроков. Минимального количества человек в команде нет, бывали случаи, когда за столом находился один игрок. Интересный факт: в синхронных турнирах может допускаться 7-ой член команды. Примером может служить турнир «Балтийский берег».
-
Обсуждение вопроса не может занимать свыше 1 минуты. На блиц-раунд, в котором число вопросов увеличивается до 2-3, так же отводится суммарно 1 минута.
-
Команда дает ответ в письменной форме
-
Положение коллективов в турнирной таблице напрямую зависит от количества правильных ответов. В случае равенства, учитываются дополнительные показатели, установленные регламентом состязания.
-
Различие между ответом команды и установленным автором, может быть истолковано в пользу игроков в случае, если предусмотрено автором вопроса, либо решения жюри или апелляционного комитета.
-
Помощью апелляционного комитета пользуются в случае надобности зачета ответа, либо в случае снятия вопроса с игры, по причине содержащейся в нем ошибки.
Очная, синхронная, онлайн
На данный момент виды игры разделают на очную, синхронную или онлайн версии.
Соревнуясь в очном виде игры, все участники располагаются в одном помещении, вопросы зачитывает один ведущий. Так например проходят местные кубки и внутристуденческие чемпионаты.
В синхронной игре одни и те же вопросы в одно и то же время зачитывают разные ведущие, а команды, соответственно, и находятся в пределах нескольких игровых арен (например в разных городах).
В онлайн версии подразумевает общение между ведущими и игроками через любой доступный канал связи: телефонную конференцию или Skype. Однако такой вид игры не может считаться «спортивным», в частности из-за возможности команд пользоваться техническими средствами для поиска ответа и невозможности контролировать реальное количество участников в команде.
Вопросы про вопросы
К превеликому сожалению, в спортивной версии «Что? Где? Когда?» нет круглого стола с волчком. Вопросы группируются в «пакеты» и передаются ведущему. В рамкох одной игры ведущий зачитывает вопросы по порядку из одного или нескольких «пакетов».
В большинстве своем вопросы для синхронных регулярных турниров пишут и присылают сами участники турнира, по одному или несколько штук от команды в течении сезона.
Помимо классических устных вопросов допускается использование «раздатки» — распечатанного материала в виде картинки или текста (по аналогии фото и видеоматериалами в элитарном казино).
Терминология
Как в любом спорте, в «спортивном ЧГК» есть своя терминология. Вопрос, который по каким-либо причинам не смогла взять ни одна из команд, называют «гробом». Диаметрально противоположный пример - «гайка» («детские вопросы»), вопрос, на который все дали правильный ответ. «Свечка» - вопрос, полностью или частично упоминающийся ранее в пределах игры.
Хотите попробовать?
Для участия в местных турнирах команда не проводится никаких отборов — любой желающий может собрать команду и подать заявку на участие. Клубы и сообщества довольно многочисленны и их легко найти в социальных сетях (например в Калининграде), так что если хотите «размять мозги» — не теряйте времени, берите блокнот, ручку и в бой! Наличие смокинга не обязательно.